ИСТОКИ
Долгая история женщин в мужской одежде...

Трансвестизм (транс...- лат. vestio - одевать; синоним - травестизм), стремление к переодеванию в одежду противоположного пола.

Все мы слышали о трансвеститах, но каждый раз речь, как правило, шла о мужчинах, в то время как трансвеститом может быть и женщина, любящая переодеваться в мужскую одежду. История женщины, надевающих мужскую одежду, имеют гораздо более глубокие корни, нежели может показаться на первый взгляд. 

Театр и кино 
Практически все слышали о японском театре Кабуки, где все роли, включая женские исполняют мужчины, но мало кто слышал о другом древнем японском виде театра Такарузука, все роли в котором исполняли исключительно женщины. Включая и мужские.

На территории Европы, в отличие от Японии, не приветствовалось переоблачение женщин в мужчин. Так легендарная Жанна Д`Арк горела на костре в том числе и за то, что носила мужское платье - инквизиция ей этого не простила. Церковь считала трансвестизм грехом: "Женщина не должна носить мужское снаряжение. Тот, кто совершит подобное, противен Господу". Несмотря на это, в Английском театре 17 века существовали так называемые "breeches" - женщины-актрисы исполняющие мужские роли.

Искусство ХХ века, в частности Голливуд, также не прошло мимо темы женщин в мужской одежде: Марлен Дитрих совершила настоящий переворот в официальной моде той эпохи. Она первая из знаменитостей надела мужской смокинг и цилиндр в фильме "Марокко". Кроме того, именно в этой картине впервые за историю кинематографа женщина поцеловала женщину, навсегда покорив сердца лесбиянок, которые не перестают восхищаются образами созданными Марлен на экране до сих пор. Также в тридцатых была снята еще одна картина "Девушки в униформе", ставшая по-сути прародителем стиля drag-military. 
В нашей стране Любовь Орлова в 40-х годах также вынесла на широкий экран образ женщины в костюме мужского покроя. 
Барбара Стрейзанд в картине "Yentl", с легкостью претендует на роль юного сорванца, также как и Лариса Голубкина в фильме 1962 "Гусарская Баллада". 
Вупи Голдберг в фильме "Компаньон" блестяще сыграла роль успешного мужчины-бизнесмена. Белого мужчины-бизнесмена. 
Тильда Уистон в легендарной в саге Вирджинии Вульф "Орландо", играет сразу две роли: мужскую и женскую и список этот можно продолжать и продолжать.

Музыкальный шоу-бизнесс также не остался в стороне от соблазнительной темы полумальчиков-полудевочек: Мадонна, Анни Ленокс, k.d.lang, Шарлин Спитери, Жанна Агузарова и даже Лолита Милявская (!) - довольно успешно воплотили в своих музыкальных клипах образ мужчин.

Следует отметить, что существует несколько форм трансвестизма, два наиболее ярко выраженных - это трансветизм бытовой (скрытый) и трансвестизм сценический. 

Трансвестизм бытовой.
Историческая персона - знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова блестяще маскировала свою женскую сущность ради своей мечты: службы в армии. По ее стопам пошло огромное количество женщин во времена войны между Севером и Югом в США - некоторым таким образом было удобнее поддерживать своих возлюбленных-солдат, а некоторые добились блестящих успехов на военном поприще, дослуживших до офицерских чинов и наград. Во времена Гражданской войны в России, когда грань полов старательно стиралась, комиссарша в галифе и кожаном реглане была явление скорее обычным, нежели из ряда вон выходящим. Но эти переодевания служили скорее для удобства в суровые военные времена, нежели для собственного удовольствия. 

По мнению психиатров советской эпохи, трансвестизм - однозначно извращение, которое нужно лечить. Потому что "нормальный человек переодеваться в одежду противоположного пола не станет". 
Современная наука куда терпимее относится к массовым человеческим слабостям, благо их проявление не наносит никому ни малейшего вреда. А по слухам, даже доставляет удовольствие. :) Ежегодно несколько сотен карнавалов прокатывается по всей планете, тысячи людей в ярких одеждах принимают в них участие, удовлетворяя свою страсть к переодеванию (профессиональных травести-артистов среди них мало) и временно становясь человеком другого пола, но еще больше людей приходят посмотреть на это незабываемое зрелище. Но и в отсутствие карнавалов трансвеститы развлекаются как могут: кто-то скачет в мужских семейных трусах и галстуке, изумляя соседей и родственников своим видом. Кто-то объединяется в кружки "по интересам" и намалевав тушью для глаз усы и бородки устраивают импровизированные домашние шоу для подруг и возлюбленных. Именно из таких полуподпольных drag-любителей и вырастают настоящие Короли, выступающие в дальнейшем в лесби клубах и травести-фестивалях. 

Трансвестизм сценический.
Со сценическим трансвестизмом большинство из нас знакомо со времен детского сада - помните все эти новогодние елки и детские утренники, где роли зайцев-попрыгайцев, мальчишек-кибальчишей, малышей и карлсонов играли заслуженные артистки с пронзительно прокуренными голосами и огромными попами, не помещавшимися ни в одни "детские" штанишки. 
Лия Ахеджакова к примеру, не могла "вырасти" из образа травести лет до тридцати пяти, тем более, что играла она в ТЮЗе. Думаю, не надо объяснять почему:) 
Она даже рассказывала по этому поводу смешной случай, приключившийся в ту пору: как-то раз актриса торопилась на спектакль, и внезапно застряла в лифте с одним из соседей-жильцов. Естественно, она очень распереживалась, дергала решетку лифта и причитала: "Ну когда же, когда придут ремонтники!" На что сосед благодушно похлопал ее по плечу: "Да не переживай ты так..." Ахеджакова бросается к нему на грудь и кричит: "Вы не понимаете, я опаздываю на спектакль!" Сосед утешает: "Да ладно мальчик, сходишь в другой раз!"
Также можно упомянуть Клару Лучко и Марину Неелову в поставках "Двенадцатой ночи" по Шекспиру. Кстати, для справки, именно в картине, где Клара Лучко одновременно исполняла две роли - сестры и брата - и состоялся первый  за историю советского (!) кинематографа поцелуй женщины с женщиной. Лучко-Себастьян страстно (по советским меркам) целовала звезду экрана тех лет, красавицу Аллу Ларионову. Факт, что Лучко была "мужчиной" не охладил бешенное сердцебиение лесбиянок тех лет, а было это в 1955 году.

Но на этом история развития женского трансвестизма в России и заканчивается. В отличии от мужского трансвестизма, который цветет в гей клубах буйным цветом с самого момента их (клубов) появления. А до этого клипов заграничных "Queen" и фильма "Тутси" ("Милашка"), из которых российским травести и можно было почерпнуть идею надеть колготки просто ради прикола, - в России и не показывались.
Сейчас российские мужские травести-шоу выходят по своему качеству на довольно высокий уровень: шьются дорогостоящие сценические костюмы, не абы где покупается обувь и парики, тщательно подбирается репертуар. Холлидей Шоу "Фабрика Грез", "Гей Бродвей", "Райские Птицы" - названия хорошо знакомые уже и простому обывателю, ни разу в жизни не посетившему гей-клуб. Мужские травести всё чаще появляются в клипах, фильмах, телепрограммах. Женских же травести драг-шоу в России не существует.

Так кто же они - женщины трансвеститы?
Всплеск современного женского трансвестизма приходится на конец 90-х годов XX столетия. После событий 1969 года, я имею в виду Stonewall, когда гей-движение наконец открыто и во весь голос заявило о себе, переосмысление социальных стереотипов привело к большему освобождению женщин от довлеющих в обществе стереотипов женской красоты. Сперва появились бучи. Точнее, они всегда были, но активно и публично старались не проявляться, так как не находили понимания как в гетеросексуальной, так и лесбийской среде. Затем началась долгая борьба бучей за право называться женщинами, ведь первоначально их считали мужчинами в женском теле, FtM-транссексуалами - даже насильно пытались менять им пол на мужской. Лишь совсем недавно общество, в том числе и лесби-сообщество по достоинству оценило красоту и обаяние маскулинных женщин. 

Именно маскулинные женщины, как правило сексуально и социально активные лесбиянки (но не обязательно), и проявляют склонность к транcвестизму. 

Официальная сексология долго считала трансвестизм одной из форм половой перверсии (извращения), которое характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного пола. Однако исследования показали, что как таковой трансвестизм явление крайне неоднородное, поскольку причины, по которым человек стремится нарядиться в одежду противоложного пола, могут быть совершенно различными.

Drag
На Западе распространено короткое название трансвеститов - Drag. И все мы слышали о Drag Queens - мужчины в женской одежде, видели их в клипах, на обложках журналов, но что нам известно о Drag King - женщинах в мужской одежде? 

Drag - это аббревиатура, первоначально писалась как "D.R.A.G" - "dressed as a girl", в переводе "одетый как девушка". Женщин-трансвеститов называли "D.R.A.B" - "dressed as a boy", "одетая как парень". Но затем, для удобства аббревиатура сократилась до Drag, и стала применяться как к мужчинам-травести, так и женщинам. Зато появились приставки: "Queen" - применительно к мужчинам трансвеститам, и "King" - по отношениям к женщинам. 
Кросдрессер
- еще один термин для обозначения трансвеститов, также как и CD (кросдрессер), TV (травести), FtMTV - female-to-male travesty.

Очень часто путают два понятия: "трансвестизм" и "транссексуальность". Мол, если женщина переодевается в мужчину, подражает ему - значит, она хочет им быть, значит хочет поменять пол. Это далеко не так! Нельзя отрицать, что связь есть, но не прямая, непоследовательная и не обязательная, так же как любитель пирожных не всегда толстый, но в то же время среди толстых людей - любителей пирожных однозначно больше. 
Трансвестизм - это искусство, гротеск, буффонада. Трансвестит стремится походить на мужчину, но на мужчину как "супермужчину", где-то даже карикатурного, гипертрофированного, условного. Каждый из драг-стилей развивается и существует по определенным сценическим правилам. Транссексуал же очень серьезно относится к своему образу мужчины, стремясь выглядеть максимально естественно. Для трансвестита его перевоплощение - игра, для транссексуала - необходимый, повседневный элемент существования. Для трансвестита необходима публика, которая бы восхищалась им и поддерживала, ему нужен зритель, транссексуал старается не привлекать к своей персоне много внимания. Именно в силу этих причин FtM-транссексуалы (как до операции по смене пола, так и после) в драг-шоу не участвуют.

Шоу
Для того чтобы стать настоящим травести мало приклеить усы и натянуть на плечи смокинг. Травести - это шоу. Каждый драг имеет свое амплуа (образ, стиль) и репертуар (сценические номера), он артистичен и раскрепощен. Как правило, травести исполняют под фонограмму номера, представляя зрителю пародию на известного исполнителя. Драги выступают как соло, так и дуэтом или в команде, если они пародируют какую-либо популярную мальчиковую группу ("На-На", например). Существует свыше десятка излюбленных драг-стилей: ковбои, моряки, диско-дансеры, репперы, рокеры, байкеры, жиголо и т.д. Если Мадонна была и остается излюбленным персонажем для подражания у мужчин-травести, то  у драг королей Элвис Пресли был и остается самым популярным образом. 

Драг - это травести-артист, ставший неотъемлемой частью зарубежной лесби- культуры. У каждого уважающего себя и уважаемого лесби-клуба есть свой Король, как правило местный заводила, DJ, ведущий вечернего шоу - это лицо клуба, его душа. Иногда Drag Kings объединяют свою шоу-программу с Drag Queens - наиболее часто это встречается на гей-прайдах, драг-фестивалях или гей клубах со смешанной, геевско-лесбийской публикой. 

Вдова  ©  Drag.Lesbiru.Com, июль 2002